VIP - компании


Ритерна–Донбасс - автоматические ворота в Донецке
Ритерна–Донбасс - автоматические ворота в Донецке

Мебель для кухни на заказ Донецк под заказ в Донецке
Мебель для кухни на заказ Донецк под заказ в Донецке

Детская одежда недорого Турция Донецк
Детская одежда недорого Турция Донецк

Интернет магазин косметики в Донецке Beauty Lady
Интернет магазин косметики в Донецке  Beauty Lady

Интернет магазин турецкой детской одежды оптом
Интернет магазин турецкой детской одежды оптом

Модна Мадам - женская одежда больших размеров Донецк
Модна Мадам - женская одежда больших размеров Донецк

Межкомнатные двери, металлопластиковые окна, балконы Донецк
Межкомнатные двери, металлопластиковые окна, балконы Донецк

Симбитер купить в Донецке Мариуполе доставка
Симбитер купить в Донецке Мариуполе доставка

PRIME DIESEL - ремонт дизельной топливной аппаратуры
PRIME DIESEL - ремонт дизельной топливной аппаратуры

Рекламное агентство Форто - изготовление наружной рекламы Донецк
Рекламное агентство Форто - изготовление наружной рекламы Донецк

Оптовый интернет магазин детской обуви на 7 км. в Одессе
Оптовый интернет магазин детской обуви на 7 км. в Одессе

Ремонт квартир в Донецке - плиточник, сантехник, электрик
Ремонт квартир в Донецке - плиточник, сантехник, электрик

Немецкие окна Rehau (Рехау) от компании Бриз в Донецке
Немецкие окна Rehau (Рехау) от компании Бриз в Донецке

Мехенди - Рисунок хной в Киеве
Мехенди - Рисунок хной в Киеве

Французские натяжные потолки Киев
Французские натяжные потолки Киев


Мебель - Астра: Донецк Торез
Мебель - Астра: Донецк Торез

ZOOM - изготовление сувенирной продукции Донецк
ZOOM - изготовление сувенирной продукции Донецк

Факторы развития профессиональной компетентности
Социальная компетентность и профессиональная компетентность имеют схожие характеристики (особенности), что следует из описания обоих феноменов. Среди изменений, сопровождающих рост  социальной компетентности, есть изменения, схожие с изменениями, сопровождающими рост компетентности в профессиональной деятельности. Во-вторых, развитие профессиональной  компетентности сопровождается изменениями субъектности.

С высокой точностью можно констатировать наличие значимых различий по субъектности в группах с высокой профессиональной компетентностью и низкой профессиональной компетентностью. С высокой точностью были обнаружены значимые различия по субъектности в группах с высокой социальной компетентностью и компетентностью в профессиональной сфере, т.е. было установлено, что люди, обладающие высокой социальной компетентностью и высокой профессиональной компетентностью, имеют неодинаковые оценки субъектности.
Таким образом, в случае с социальной компетентностью можно наблюдать прямую связь с субъектностью, а в случае с профессиональной компетентностью зависимость выглядит более сложной: на протяжении первых трех стадий профессионального развития обнаруживается повышение субъектности, на четвертой стадии субъектность «останавливается в развитии».
Для объяснения выявленного эффекта обратимся к содержанию четвертой стадии развития компетентности. Данная стадия отличается высокой автоматизацией профессиональных навыков. Профессиональные навыки полностью интегрированы, хорошо автоматизированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Неосознаваемая компетентность характеризует уровень мастерства. Стадия «неосознаваемой компетентности» приходит на смену «осознаваемой компетентности» по мере интериоризации накопленного опыта. Поведение перестает осознаваться, сознание освобождается для выполнения других задач. Если это задачи более высокого порядка, происходит дальнейшее развитие компетентности в сфере, выходящей за пределы профессиональной и касающейся иных сфер. Однако именно для этого этапа наиболее велика опасность профессиональной деформации. Снижение субъектности видится нами как фактор профессиональных деформаций, в то время как субъектность помогает субъекту деятельности перейти на новый уровень развития.
Люди, обладающие повышенной субъектностью, на четвертой стадии достигают уровня мастерства, и напротив, специалисты с низкой субъектностью подвержены профессиональным  и иным деформациям. Само по себе «неосознавание» еще не гарантирует достижения высшего уровня профессионализма в чем-либо, и «неосознанная компетентность» не является собственно высшим уровнем развития компетентности, а представляет собой лишь очередную стадию развития компетентности. Высший уровень развития компетентности – это результат взаимодействия «неосознаваемой компетентности» (или опыта, представленного интериоризированными, ставшими автоматическими элементами деятельности) и субъектности.
Можно с высокой достоверностью утверждать (p < 0.001), что при одинаковых условиях обучения сдвиг общей компетентности у субъектов с высоким уровнем субъектности оказался больше, чем у субъектов с низким уровнем субъектности.
Обнаружилась важная «способность» субъектности: способствовать развитию компетентности. Высокая субъектность обеспечивает более легкое, сравнительно быстрое приобретение компетентности. Данный вывод справедлив для обоих видов компетентности – социальной и профессиональной. На высоких этапах развития компетентности в какой-либо деятельности специфическая компетентность перестает быть «привязанной» к какой-либо конкретной сфере и перерастает в компетентность более широкого плана, экстраполируясь на прочие сферы. На низших этапах развития компетентности для актуализации субъектности нужно «поле» или «опоры» в виде осведомленности в той сфере, где человек стремился бы проявить себя, позже человек становится способным проявлять субъектность в смежных областях.
Субъектность претерпевает изменения в течение всего процесса становления компетентности социальной, либо компетентности в профессиональной деятельности (происходит это вследствие изменения компетентности).
В свою очередь, субъектность личности сама является фактором развития компетентности. В ходе повышения общей компетентности непременно будет актуализироваться и субъектность. В случае приостановления роста компетентности по каким-либо причинам у человека в данной деятельности может не возникать необходимости проявлять субъектность. Если такого рода рост будет задержан надолго, субъект можетстать носителем устаревшего опыта.
В свете изложенного открывается возможность рассматривать компетентность (определенную как результат взаимодействия когнитивной составляющей с личностными процессами) как фактор личностного развития в профессиональной деятельности либо в иной сфере жизнедеятельности человека.
Таким образом, выделение различных сфер компетентности, широко используемое в литературе, надо признать относительным. В их основе лежит общая компетентность, проявляющаяся в разных сферах применения. Различение видов компетентности (частных по отношению к общей, неспецифической компетентности) удобно при анализе частных задач, в концептуальном же плане понятие общей компетентности оказывается удобным для отражения целостности психики и интегративного характера человеческой деятельности.
Существует общая компетентность, характеризующая людей с высоко развитыми социальной и профессиональной компетентностями.
Субъектность выступает фактором становления как для социальной компетентности, так и для профессиональной компетентности.
Повышение как профессиональной, так и социальной компетентности сопровождается повышением субъектности.
Для выделения факторов и механизмов становления общей компетентности было необходимо:
1. Показать принципиальную возможность существования такого конструкта, как «общая компетентность».
2. Определить природу связи субъектности с частными видами компетентности и с общей компетентностью (для выделения субъектности как фактора становления компетентности).
3. Выделить общие принципы в становлении частных видов компетентности (для выделения механизма становления общей компетентности и ее частных видов).

Поясним действие субъектности на становление компетентности: наполнение какого-либо вида компетентности составляет ориентировочная основа деятельности, осознанная, как правило, на каком-либо этапе становления компетентности (она состоит из знаний, умений, навыков в определенной сфере); но для того, чтобы эти знания, умения, навыки переросли в компетентность, «встроились» в личностные структуры, возникла профессиональная интуиция и произошло взаимодействие когнитивной составляющей с личностными процессами, нужна субъектность, она и выступает фактором становления компетентности.

Паньков Д.В.

 
« Пред.   След. »

Новые компании

Мехенди - Рисунок хной в Киеве
Мехенди - Рисунок хной в Киеве
Установка теплосчетчиков Киев
Установка теплосчетчиков Киев
Оптовый интернет магазин детской обуви на 7 км. в Одессе
Оптовый интернет магазин детской обуви на 7 км. в Одессе
Мебель - Астра: Донецк Торез
Мебель - Астра: Донецк Торез